Seelenwacht (seelenwacht) wrote,
Seelenwacht
seelenwacht

Category:

Иисусова молитва у хлыстов в начале XVIII в.

Из материалов Угличского дела 1717 г.

***
И  он  де,  Еремей,  в  том  же  годе  весною  о  Николаеве  дни  приезжал  де к нему,  Никите,  во  оную  деревню  з  женою  своею  Овдотьею  да  сыном  Михаилом с  снохою  Матроною,  да  с  дочерми  Уляною  да  Оксинею.  И  оной  Никита Антонов  говорил  де  ему  Еремею  —  «Не  станешь  ли  де  впредь  пить  вина  и пива  и  с  женою  своею  жить  блудно.  И  дай  де  мне  порукою  пресвятую  Богородицу,  я  де  вскрою  тебе  дело  свое».  И  он,  Еремей,  и  с  женою  своею  ему, Никите,  обещал,  и  сняв  с  полицы  образ  пресвятыя  Богородицы  поцеловал. И  оной  Никита  стал  де  ему  Еремею  петь  молитву  «Господи  Исусе  Христе, Сыне  Божий,  помилуй  нас  грешных». А  в  то  время  во  оном  доме  у  него  было людей  мужеска  и  женска  полу  человек  з  дватцать.  И  оную  молитву  пев многажды  встав  ходили по  избе  в  однех  рубашках  босиками  мужики  по человеку  и  ходя  руками  махали  и  говорили,  а  что  говорили,  того  де  он  не разслушалА  сказывал  ему  Еремею  оной  Никита  —  «Поднимает  де  их  Духом Святым,  и  говорят  де  они  пророчески»,  и  что  пророчествовали,  того  де  он  не разслушал. И  начевав  одну  ночь  съехал  де  он  Еремей  домой.
    Да  в  нынешнем 1717 году  о  Онофрееве  дни  был  де  он,  Еремей,  в  третьия у  него  ж,  Никиты,  з  женою  своею  и  с  дочерми.  И  он,  Никита,  учил  де  ево, Еремея,  и  жену  и  дочерей  також  де  крестное  знамение  полагать  на  себя двемя  персты,  а  не  тремя  первыми  персты.  И  малитву  Исусву  также  пели многажды  и  встав  мужики  ходили  по  избе  в  одних  рубашках  босиками.
  Да  в  прошлом  1716-м  году  о  девятой  пятнице  были  де  у  него,  Еремея, оной  Прокофей  Данилов  с  товарыщи  сам  третей,  а  товарыщи  ево  хто  имяны были  сказать  не  памятует,  да  Никита  Сахарников, товарыщи  его  Иван Василев,  Никита  Василев  з  дочерми,  села  Николского  кузнецы  Иван  да  Яков Ильины  дети,  да  посадцкия  вдовы  Капетолина Иванова  дочь  Ивановская жена  Пастухова  да  Овдотья  Галахтионова  дочь  Григорьевская  жена  Кашина. И  быв  начевали  одну  ночь  и  быв  пели  оную  ж  молитву  Исусву  и  по  избе ходили  в  рубашках  босиками. Оного  Прокофа Данилова  работники  и  ходя говорили  стихи,  а  какие  того  де  он,  Еремей,  у  них  не  разслушал. И  учил  де  ево,  Еремея,  с  товарыщи  своими  он,  Никита,  також  де  вина  не пить  и  с  женою  не  жить  також  де  и  двоперстному  сложению,  а  тремя  первыми  перстами  руки  слагать  и  крестится  невелели.  И  он  де,  Еремей,  того  их учения  не  слушал,  крестное  знамение  на  себя  полагал  сложа  руку  тремя первыми  персты,  а  не  двемя.

***

    И  в  прошлом  1716  году  июня  в  9-м  числе  приезжал  де  он  на  ярмонку Онофриев  день  торговать  лошадми,  а  больши  де  он  никаким  торгом  не торгует.  И  как  де  он  ехал  на  ярмонку  и  заехал  де  он  Симанова  монастыря  х крестьянину  Никите  Антонову  сыну  Сахарникову. И  учил  де  ево  Никиту, чтоб  петь  Исусову  молитву да  еще  учил,  чтоб  пива  и  вина  не  пить  и  с  женою не  спать  а  неженившимся  не  женится  и  вменял  де  то  в  блуд  и  в  тяжкой  грех а  жить  з  женою,  чтоб  брат  с  сестрою.
      И  был  де  у  него  Никиты  три  дни  а  были  де  с  ним  два  человека.  Одного зовут  Василем,  а  другого  Кондратем.  И  оной  Кондратей  умре,  а  Василей  в Санкт  Питербурх  пошел.  И  быв  де  у  оного  Никиты  по  три  ночи  пели  Исусову  молитву. И  он  де  сидит  в  переднем  углу,  а  сидит  де  он  в  камзоле,  а  другие де  ходят  и  сидят  в  рубашках  и  босиком. А  ходил Кондратей,  которой  ныне  умре да  боярина  Бориса  Петровича Шереметева  крестьянин  Никита  Василев  да вотчины  Ивана  Матюшкина,  села  Николского  кузнец  Иван  Илин,  а  Яков ходит  ли  или  нет,  того  де  он  сказать  не  упомнит.  И  было  де  всех  человек  з двадцать. Иные  де  холили  а  иные  де  и  не  ходили. До  боярина Бориса  Петровича  Шереметева  деревни  Ананьина  девка  Мавра  Никитина  дочь  ходила  ж да  оного  ж  Никиты  племянница  Оксинья  Мосеева  дочь,  а  еще  де  кто  ходили, того  де  сказать  не  упомнит.  И  ходя,  скакали  и  скачючи  пели  Исусову  молитву. А  он  де  их  ходить  не  посылывал,  а  подымало  де  их  с  места  Духом  Святым  и подымает  их  от  полу  на  поларшина  и  четверти  на  три.  И  скачют  де  по  полу часу  и  больши.  И  в  нашестве  на  них  Духа  Святаго  говорят  де  они,  что  веруйте де  в  Отца  и  Сына  и  Святую  Троицу,  а  ничего  не  прорицают,  и  невелят  вина и  пива  пить  и  с  женами  спать,  так  в  них  действует  Дух  Святый.  И  как  они говорить  престанут  и  мало  де  помнят,  что  говорит  устыих  Дух  Святый.

***

    И  в  нынешнем  1717  году  приехал  де  он  Прокофей  торговать  по  прежнему на  ярмонку  к  Онофрею  Преподобному.  А  привел  де  он  на  ярмонку  двух лошадей мерина  коура  да  кобылицу  карюю.  И  едучи  де  с  Москвы  заехал  к нему  Никите  Сахарникову,  а  работников  де  у  него  два  человека.  А  приехал  де он  до  Троицына  дни  за  три  дни  в  среду  и жил  де  у  него  Никиты  шесть  ден. А  работника  де  ево  боярина  Бориса  Петровича  Шереметева  Алексеем  зовут Сидоров  сын,  а  другого  Федотом  зовут  Тиханов  сын.  И  по  ту  де  шесть  дней было  у  них  пение  а  пели  де  Исусову  молитву  и  ходили  в  рубашках,  а  женской пол  в  сарафанех.  А  имянно  ходили  работники  ево  Алексей  и  Федот  запев Исусову  молитву  и  встанут  они  Духом  Святым,  а  еще  де  хто  ходил,  того сказать  не  упомнит.  А  потом  сказал,  что  де  ходили  и  пели  ту  Исусову  молитву и девки  вышеписанные,  которых  выше  сего  сказал.  А  делали  де  они  все вышеписанное  как  выше  сего  сказал  от  действа  Святого  Духа.  А  съезд  у  них бывает  з  году  на  год,  а  болыпи  де  в  год  нигде  не  находятца.

***

    И  приехав  де  к  нему  Никите  по  ночам  ходили  в  милотях,  а  именно  в рубашках  и  босиком.  И  ходя  молитву  Исусову  пели  и  прорицали,  а  что прорицали,  того  де  он  сказать  не  упомнит. А  ходили  де  работник  ево  Алексей да  девка  Мавра  Никитина  дочь.  А  ходила  де  она  в  сарафане,  не  под  поясана и  босиком.  А  оной  Прокофей  в  то  время  сидел  в  камзоли  и  оной  же  работник ево  Алексей  да  девка  Мавра  ходили  по  избе  по  вся  дни.  А  он  де  Никита  в милотях  не  хаживал  да  девка  Аксинья  Моисеева  дочь  по  избе  не  хаживала ж,  которая  живет  у  Никиты  Василева  по  свойству. И  ходя  вскакивали  вверх  от полу  на  пол  аршина  и  боле,  а  поднимало  де  их  ходить  Духом  Святым.  А ходили  де  они  по  полу  часу  и  менши,  а  болши  де  нихто  не  хаживал.
    А  которые  при  том  бывают  мужеска  полу  и  сидят  де  они  на  лавках  в рубашках  под  поясаные  и  не  обувены.  А  имянно  при  том  сидени  были  оной Прокофей,  а  по  для  ево  де  сидел  он,  Никита,  да  деревни  Онанина  Никита Василев,  работник  Прокофьев  Федот,  да  Еремей,  Никита.  Посадцкия  были две  бабы  —  а  как  их  имянье  зовут  не  знает.  Толко  де  отчества  Иванова  дочь, а  другая  Галахтионова  дочь.  Да  вышеписанной Еремей  был  з  женою,  а имени  де  ей  сказать  не  знает,  толко  Гаврилова  дочь  Елена,  которая  грамоте умеет  и  она  де  молитву  Исусову  пела  ж.  Да  и  вышеписанная  Оксинья была  ж, а  болши  де  того  никто  не  был.
    И  сходясь  де  они  з  году  на  год  молитву  пели,  а  болши  того  в  год  нигде де  сходу  не  бывает.

***
  А  имянно  отставной  стрелец  Прокофей  Данилов  сказал  молился  де  он ношаю,  и  нашел  де  на  него  Дух  Святый.  И  с  того  де  времени  стал  в  ночи  и  во дни  Исусовы  молитвы  петь  голосом  и  других  учить.  И  называл  де  себя  учителем,  а  которые  при  нем,  тех  учениками.  А  учил  де  ученик  своих,  чтоб  им  вина и  пива  не  пить  и  матерны  не  бранится,  а  которыя  из  них  женившияся  тем, чтоб  з  женами  не  спать,  а  неженившимся,  чтоб  не  женится,  и  ставил  того  в тяжкой  грех  и  в  блуд. А  когда  де  у  них  бывает  молитва,  тогда  при  нем  бывшие ученики  росдеваютъея  верхнею  одеждою  и  бывают  де  в  одних  рубашках  и розуты  босиком,  то  называл  тех  в  милотях.  И  сажал  де  их  по  лавкам,  а  сам  сидит де  в  переднем  углу  неросдевавшися,  и  уча  де  их  он  Прокофей  толковал —  «Христос  де  ходил  по  морю  и  по  рекам вавилонским  со  ученики  и  в  корабли плавал,  також  де  и  нам  подобает  сие  творити.  Вы  де  мои  учиницы  яко  же апостлы»,  а  он  де  Прокофей  себя  называл  яко  Христа.  И  сидя  де  они  в  ысбе поют  все  Исусву  молитву. И  тогда  де  на  них  находил  Дух  Святый,  не  на  всех, но  на  единого  или  на  двух  или  на  трех  и  подымало  де  их  с  лавки  и  ходят  де  те по  полу  скачючи  вкруг  от  полу  по  полуаршину  и  четверти  по  три  по  полу  часу и  болши  и  поют  де  те  также  молитву  Исусву.  И  в  ти  де  поры  находит  на  них Дух  Святий,  и  все  де  они  затресятся  и  падают  на  пол  и  говорят  сидящим многие  речи  аки  прорицая,  о  которых  будет  явствовано  в  подлинных  их допросах.

***

    И  он  де  Еремей  в  том  же  году  весною  о  Онофрееве дни  приезжал  к  нему, Никите,  во  оную  деревню  з  женою  своею  Овдотьею,  а  болши  де  с  ними  никого не  было.  И  оной  де  Никита  говорил  ему,  чтоб  де  он  дал  по  рукою  Пресвятую Богородицу  и  хотел  де  сказать  дело  доброе.  И  он  де  Еремей  к  богородицину образу  приложился  в  том  ежели  де  скажет  доброе  дело  и  он  де  доброе  дело рад  делать.  И  он  де  Никита  говорил  ему,  Еремею,  «ежели  де  не  станет  пить вина  и  нива  и  матерны  бранитца  также  бы  де  з  женою  своею  не  жить блудно?»  И  он  де  хотел  дело  свое  обявить  —  «и  ты  де  буди  с  нами  и  послушай де  у  нас  молитву».  И  он  де  Никита  встав  стал  де  петь  Исусову  молитву.
    А  в  то  де  время  у  него  Никиты  было  людей Московский житель Прокофей, и  чей  сын  не  упомнит,  да  вотчины  боярина Бориса  Петровича  Шереметева деревни  Ананина  крестьянин  Никита  Василев  з  дочерью  девкою,  а  как  де девку  зовут,  того  де  не  упомнит,  да  Матюшкина  вотчины  села  Спаского кузнец  Иван  Ильин,  а  других  де  сказать  не  упомнит,  толко  было  всех  человек десять.  И  они  де  вси  у  Микиты  Антонова  в  вечеру  в  ызбе  молитву  Исусову пели  часа  два.  И  по  избе  де  встав  ходили  Московски  два  человека,  а  как  зовут оных  Москвичей,  того  де  он  Еремей  не  упомнит,  а  ходили  де  по  избе  вкруг  в одних  рубашках.  И  ходя  де  махали  руками,  а  что  де  говорил,  того  де  он  не розслушал.  И  он  де  Никита  ему  Еремею  говорил,  что  де  у  нас  делаетца доброе.  И  в  церков  де  Божию  ходить  велят  и  тайну  де  Христову  принимать велят. И  оной  де  Никита  говорил  же  ему,  Еремею,  как  де  они  вкруг  ходят  и  их де  подымает  Духом  Святым. А  что  де  написано  в  роспросе  Духовных  дел бутто  говорят  пророчески,  того  де  он,  Еремей,  в  Духовном  приказе  не  говаривал,  и  таких  де  слов  он,  Еремей,  ни  от  кого  что  бутто  говорят  пророчески  не слыхал.  И  начевал  де  он,  Еремей,  одну  ночь,  поехал домой.
    Да  в  прошлом  де 1716 году  он,  Еремей,  о  Онофрееве  ж  дни  был  у  оного  ж Никиты  вдругораз  з  женою  де  да  з  двумя  дочерми  Оленою  да  Оксинею.  И  он де  Никита  учил  ево  Еремея  креститца  двемя  персты,  а  не  тремя,  и  в  церковь Божию  де  ходить  и  причащатца  велел.  И  давал  де  ему,  Еремею,  оной  Никита орехов  ирянышных  и  велел  де  есть,  и  колач  де  давал  и  велел  де  есть.  И  сказал де  он  Никита,  что  де  оные  орешки  и  колачь  присланные  с  Москвы  от  вышеписанного  Прокофья  Данилова.
    Да  он  же  де  Еремей  в  нынешнем  1717  году  о  Онофрееве  ж  дни  был  в треть  ые  у  оного  ж  Никиты  з  женою  да  з  дочерью  Еленою,  а  Оксинья  де  доч же  была  ль  с  ним  Еремеем  или  нет,  того  он  не  упомнит. И  он  де  Никита Иисусву  молитву  пели  ж и в  рубашках  де  по  избе  ходили  ж  вкруг. А  Прокофей де  москвитен  у  него  Никиты  с  работниками  сам  третей  был  же.  И  оной  де Прокофей  спрашивя  ево  Еремея  —  «Чему  де  тебя  учат  оной  Никита?»  И  он  де Еремей  ему  сказал,  что  де  учит  петь  молитву. И  он  де  Прокофей  сказал  ему Еремею,  чтоб  молитвы  перенимал.
    Да  в  прошлом  де 1717 году  был  де  у  него,  Еремея,  оной  Прокофей  Данилов с  товарыщи  сам  третей,  а  товарыщи  де  были  кто  имяны,  того  де  сказать  не упомнит.  Да  с  ним  ж  де  был  Никита  Василев,  а  Микита  де  Сахарников  был же,  а  Иван  де  Василев  были  или  нет,  того  де  он  не  упомнит,  да  села  де  Николскаго  кузнецов  Иван  был  же,  да  посадцкие  де  вдовы  Капетелина  Иванова дочь  Ивановская  жена  Пастухова  да  Овдотья Галахтионова  дочь  Кашина  и был  де,  у  него  одну  ночь  начевали. И  быв  пели  дважды  молитву  Исусову, а  в  то  де  время  вкруг  не  ходили.

***
    А  оныя  работники  и  другия  крестьяня  сидели  в  рубашках  и  босиками. И  он де  Иван  также пришед  и  роздеиулся  и  розулся  и  сидел  тут  же  во  одной рубашьке  и  босиком.  И  сидев  пели  де  они  молитву  Исусову,  и  пев  вставали  и ходили  по  избе  вкруг  двое  Алексей  Сидоров  да  Иван  Ильин.  И  ходя  по  избе прыгали  от  полу  вверх  на  поларшина  и  выше.
    И  оной  Никита  учил  де  ево,  Ивана,  крестное  знамение  полагать  на  себя также  складывая  его  руки  первой  перст  с  последними  двема,  а  первой  два перста  с  первым  перстом  слагая  креститса  невелел  и  говорил  —  «Ето  де  не правой  крест».
    Да  оной  же  Никита  нарезав  хлеба  кусочками  неболшими  и,  посыпав солью,  роздавал  и  ему,  Ивану,  дал.  И  он  де,  Иван,  у  него  принял  и  приняв, перекрестясь,  съел.  А  для  чего  он,  Никита,  раздавал такой  хлеб,  того  де  он не  знает.  Что  де  у  них  над  оным  хлебом  пето-ль  толко  он,  Никита,  после говорил  и  велел  де  ему,  Ивану,  оной  хлеб  хронить  вместо  Причастия.  А  иного учения  от  него,  Никиты,  и  от  инных  ни  от  кого  он  де,  Иван,  не  слыхал.

***

    Да  в  нынешнем  1717  году  Онофрееве  дни  был  де  он  Петр  и  с  женою  своею Дарею  во  оной  же  деревне  у  оного  ж  Никиты  Антонова.  В  то  ж  время  были  у него  оныя  ж  Иван  Василев  и  вышенисанныя  крестьяне  и  вдовы  посадцкия  и тут  же  де  были Москвичь  посадцкия  люди  Прокофей  Данилов  да  с  ним  двое работников  ево  Алексей  да  Федот.  И  бью  де  в  то  число  сидели  они  в  рубашках, босиками, и пели  Иссусову  молитву. И  встав  де  оные  Алексей  да  крестьянин Никита  Василев  з  дочерю  Маврою  ходили по  избе  вкруг  и  пели  Исусову молитву,  а  въверх  не  вскакивали.  И  оной  де  Никита  Антонов  роздавая  им хлеба  с  солью  по  сухарику  резав  и  сказывал  —  «Сие  де  надобно  со  страхом принять  вместо  Причастия». И  быв  де  он,  Петр,  от  него  Никиты  поехал  з братом  своим  Еремеем  в  дом  к  себе.  А  болши  де  того  он,  Петр,  от  него  Никиты и  от  ынных  ни  от  кого  учения  к  себе  никакого  не  слыхал.

***

    И  в  том  же  годе  в  августе  месяце,  а  в  котором  числе  сказать  не  помятует, оной  де  хозяин  ево  Прокофей  Данилов  взяв  ево,  Алексея,  к  себе  и  учил  також де  заповеди  творить.  И  сходясь  в  доме  у  оного хозяина ево з  домашним  ево пели  молитву  Исусову.  И  роздевались  мущины  верхней  одеждою  в  особых хоромах,  а  женщины  в  сарафанах.  И  входя  в  рубашках  и  босиками  и  сидя  по лавкам  пели  молитву  Исусову.  И  то  де  сидение  бывало  у  них  днем  и  нощию.
    Да  в  нынешнем  1717  году  в  мае  месяце,  а  в  котором  числе  сказать  не памятует,  ездил  де  он,  Алексей,  с  Москвы  со  оным  хозяином  своим  Прокофьем в  Ерославской  уезд  на  ярмонку  Преподобнаго  отца  Онуфрия.  И  со  оныя ярманки  заехали  де  он,  Алексей,  с  хозяином  своим  Прокофем  в  деревню Данилцово  х  крестьянину  Никите  Антонову.  У  оного  Никиты  был  деревни Ананьина  крестьянин  Никита  Василев  з  дочерю  своею  з  девкою  Маврою,  да с  племянницею  Оксенею,  деревни  Харитонова  крестьянин  Еремей  Василев сын  Бурдаев,  з  женою  своею,  да  с  дочерею.  И  быле  оне  де  у  него  Никиты четыре  дни.
    И  оной  де  хозяин  ево,  Прокофей,  також  де  сидел  за  столом  в  одоже.  И  он де,  Алексей,  [и]  протчия  мущины  сидели  по  лавкам  в  однех  рубашках  и  босиками,  а  женщины  и  девки  в  сарафанах.  И  сидя  пели  тое  ж  молитву  Исусову и пев  вставал  де  он,  Алексей,  с  лавки,  ходил  по  избе  вкруг,  и  другия  мущины  и девки  також  де  встав  с  лавки  ходили  по  избе. И  в  то  время  оной  хозяин  ево, Прокофей,  також  де  учил  заповедем  Божиим  не  пить  вина  и  пива,  а  болши того  он  де,  Алексей,  у  оного  хозяина  своего  Прокофья  учения  никакого  не слыхал.

***
  Да  в  нынешнем  1717 году  пред масленою  неделею,  а  в  которое  число сказать  не  памятует,  сходилис  де  к  оному  Прокофью  Данилову  в  хоромы Московский  жители,  а  хто  имянами  сказать  не  знает.  И  сходясь  в  горънице  в начале  сядет  за  стол.  Оной  Прокофей  с  протчими  пели  молитву  Исусову сидя.  И  пев  молитву  ходил  де  он,  Федот,  с  товарыщем  Алексеем  по  избе  в милотях  сиречь  в  рубашках  босиками,  и  скакали,  а  оное  действо  в  ево  де Федотову  бытность  было  одиножды.
....
    И  сошедшись  в  ызбы  оной  Прокофей  Данилов  да  Никита  сели  в  переднем углу,  а  другим  кресьтьянем  велели  розбогнутса  и  розутса.  И  сидя  пели  молитву Исусову.  А  он  де,  Федот,  с  товарыщем  своим  Алексеем  ходили  по  избе  в милотях,  сиречь  в  рубашках  босиками,  и  ходя  вкруг  скакали  и  руками  махали. А  ходить  поднимало  де  его,  Федота,  с  лавки  Духом  Святым.  Да  после  де  и ходили  и  скакали  две  девки  Мавра  и  другую,  как  именем  зовут,  того  де  он  не знает,  также  и  их  подымало  Духом  Святым.

***
      И  в  прошлых  де  годех  тому  другой  год  оной  Прокофей  приехал  к  нему Никите  о  Онофрееве  дни,  и  начевав  де  у  него  ночь  поехал  на  Онофреевскую ярмонку.  И  с  ярмонки  де  приехав  у  него  начевал  ночь  же,  и  пели  де  ночью Исусову  молитву,  и  ходили  де  вкруг  в  рубашках  и  босиками,  и  ходя  де  пели Исусову  молитву. А  с  ним  де,  Прокофьем,  в  то  время  были  два  человека московских  жители,  а  звали  де  Василем,  а  очество  не  упомнит,  а  другова Кандратья,  а  отечества  того  де  не  упомнит  же.  И  они  де  москвичи  вкруг ходили  ж  в  милотях,  а  Прокофей  де  сидит  вместе.  А  ходя  де  пели  Исусову молитву,  а  оной  де  Прокофей  пел  же.  А  ходя  де  ничево  не  прорицали. Да  он  же  де,  Прокофей,  приехал  к  нему,  Миките,  в  другой  раз  ныне  и  на Онофреев  день  для  продажи  дву  лошадей.  И  сь  ярманки  де  приехал  к  нему Никите  и  начевал  де  ночь.  И  в  то  де  время  не  ходили.  Опасались  де  сторон них  людей  потому,  что  они  делали  оное  таясь.
    Потом  сказал,  что  де  на  другую  ночь  пришли  к  нему  вотчины  боярина Бориса  Петровича  Шереметева  деревни  Ананина  Микита  Василев  з  дочерию Маврою,  да  с  племянницею  девкою  Оксинею,  да  кузнец  вотчины  Матяшкина села  Никольскаго Иван  Ильин,  да  Углецкаго  Воскресенскаго  монастыря крестьянин  Еремей  Василев  з  женою  да  з  дочерью Еленою.  И  был  де  ночью сидели,  и  молитву  Исусову  пели,  и  вкруг  де  ходили. А  ходили  де  Москвичи, которые  с  оным  Прокофьем  приехали,  а  зовут  де  Алексеем  Сидоров  да Федотом,  а  отчеству  не  упомнит.  И ходя  де  вверх  от  полу  не  скакивали,  и Духом  де  Святым  их  подымает  и  с  лавки  де  встая  сами,  а  не  толик  образом, чтоб  поднятца.  А  что  де  написано  в  роспросных  ретчах,  что  бутто  они  скачут на  пол  аршина  и  боли,  того  де  они  в  роспросе  в  Духовном  приказе  не говаривали.  А  на  лавках  де  они  сидели  мужеску  полу  в  рубашках,  а  девки  в сарафанех  и  в  ферезях.  Да  к  нему  ж  де  Никите  пришли  с  вышеписанном Еремеем  Углеча  посаду  вдовы  две,  а  как  зовут,  того  де  он  не  упомнит,  толко де  помнит  отечества  одна  Галахтионова  дочь,  а  другая  Иванова  дочь.  И  как  же они  вкруг  ходили  и  оные  де  вдовы  сидели  у  него  ж  Никиты.

***

    И  в  прошлох  де  годех  тому  года  с  четыре  молился  он  Прокофей  Богу  в Москве  в  доме  своем.  И  молился  де  многажды  и  стало  де  ево,  Прокофья, подымать  Духом  Святым.  И  он  де  Прокофей  как  ево  сперва  подняло  не вспомнил.  И  по  другие  де  числа  Духом  Святым  ево  поднимало.  И  он  де, Прокофей,  опомнясь  как  ево  подымало Духом  Святым  запел  Исусову  молитву в  роспев. И  после  де  того  времени  пришел  к  нему  Прокофью  вотчины  Бориса  Петровича  Шереметева  Юхоцкой  волости  крестьянин  Алексей  Сидоров.  И  он  де Прокофей  сказал  ему,  Алексею,  кто  де  сохранит  чистоту  духовную,  и  тот  де достанет  царство  небесное.  И  он  де  Алексей  по  ево  научению  хранил.  И  он де,  Прокофей,  учил  ево,  Алексея,  ходить  вкруг  и  петь  Исусову  молитву. И  он де,  Алексей,  вкруг  ходил  и  молитву  Исусову  пел. И  другова  вотчины  святаго Ярославского  монастыря  крестьянина  Федота  Михайлова  вкруг  ходить  учил же.  И  оной  де  Федот  по  ево  научению  вкруг  ходил  же,  и  ходя  де  Исусову молитву  пел.
    И  в  прошлом  де  1716  году  приезжал  он  Прокофей  в  вотчину  Симанова монастыря  к  крестьянину  Никите  Антонову,  а  в  какую  деревню сказать  не упомнит.  А  приезжал  де  к  нему  для  того,  что  де  он  приехал  на  Онофреевскую ярмонку  для  продажи  лошадей.  И  оной  де  Никита  к  себе  ево,  Прокофья,  и зазвал.  А  зазвал  де  по  знакомству  сына  ево  Никитина  потому,  что  де  сын  от него,  Никиты,  Микита  ж  торгует  на  Москве маслом.  И  приехал  де  к  нему Миките  стали  меж  себя  говорить  как  творить  молитву  Исусову.  И  он  де Микита  сказал,  что  де  они  знают  петь  молитву  Исусову,  а  вкруг  де  до  него ходили  ль,  того  де  он  не  знает. И  он  де  Прокофей  ево  Никиту  учил  петь  в  роспев  молитву  Исусову,  также де  ево  Микиту  учил,  чтоб  вина  и  пива  не  пил,  и  з  женою  не  спать,  неженившимся  женитца  невелел  и  вменял  де  в  грех,  а  з  женою  жить  велел  как  брат  [с] сестрою. А  жил  де  у  оного  Никиты  два  ли  де  дни  или  три  дни,  того  де  он сказать  не  упомнит.  А  были  де  с  ним,  Прокофьем,  два  человека,  одного  зовут Василем  Ивановым  —  а  оной  де  Васили  крестьянин  Новодевичя монастыря, а  коего  уезду  не  знает  —  да  Кондратей  Игнатев,  а  оной  де  Кандратей  умер. А  брал  де  он  Прокофей  оных  Василья  и  Кандратья  для  работы  для  проезду дорожнего,  и  у  него  Никиты  пели  Исусову  молитву  ночи  две  или  три.
    И  он  де  Прокофей  пел  же  и  сидел  же  в  переднем  углу  и  пел  де  сидя  в комзоле,  а  другие  по  избе  ходили  в  рубашках  и  босиком,  А  ходил  де  вышеписаиной  Кондратей, да ходил  же  вотчины  Бориса  Петровича  Шереметева крестьянин  Никита  Василев.  А  оной  де  Никита  деревни  Ананина.  Да  вотчины Матюшкина  ходил  же  кузнец  Иван  Ильин,  и  всех  де  их  было  человек  двадцать. А  ходить  д  вкруг  учил  оной  Прокофей.  А  ходили  де  для  того,  что  бутто  де ради  труда.  Да  с  ними  де  ходила  вотчины  боярина Бориса  Петровича  Шереметева  деревни  Ананина  девка  Мавра  Никитина  дочь,  да  оного  ж  Никиты племянница  Оксинья,  а  чья  дочь  не  упомнит. И  ходя  де  и  скакали,  и  скачючи де  пели  молитву  Исусову,  а  скакали  де  для  того,  что  де  ради  труда  ж.  И  как  де они  ходили  и  их  де  с  места поднемало  Духом  Святым,  а  на  сколко  де от  полу поднимало,  того  де  он  сказать  не  упомнит. И  скакав  де  по  часу  и  по  получасу  и  как  де  скачют  и  как  де  найдет  на  них Дух  Святый.  И  они  де  меж  себя  говорят  —  «Веруйте  де  в  Отца  и  Сына  и Святую  Троицу»,  а  ничево  де  не  прорицая. И  говорят  де,  чтоб  де  вина  и  пива не  пить,  и  з  женами  не  спать.  Так  де  в  них  Дух  Святый  действует.  И  как  де они  говорить  престанут,  и  мало  де  помнят,  что  говорили.  А  он  де  Прокофей сидит,  а  не  ходит.  А  девка  Мавра  ходила  в  сарафане,  а  Углеча  де  посаду  две вдовы  у  оного  Микиты  были  ж  и  седели.  А  по  какому  де  случаю  взялись,  того де  он  не  ведает
....
    И  приехал  де  у  него  Микиты,  вкруг  ходили  и  малитву  Исусову  ходя  в рубашках  пели.  А  ходили  де  вкругу  и  вышеписанные  Алексей  и  Федот.  А Алексея  де  и  Федота  учил  оному  действу  оной  Прокофей.  И  Духом  Святым их  подымало,  а  делали  де  они  все  вышеписанное  от  действа  Святаго  Духа. А  съезду  де  было  у  них  дважды.

***

    А  в  тех  допросех  оные  Бурдаев  и  протчие кроме  Прокофя сказывали,  что расколу  учил  их  оной  Прокофей  и  называли  ево  учителем.  А  суеверие  их было  такое: оной  де  Прокофей  в  собраниях  учивал  творить  молитву  «Господи Иисусе  Христе  сыне  божий,  помилуй  нас»,  и  садился  в  ызбах  за  стол  в  перед нем  месте,  а  оные  расколники  как  мужеска  так  и  женска  пола  люди  садились около  ево  по  сторонам  и  пели  ту  молитву  на  роспев.  И  посреди  избы  поста вляем  был  тчан  с  водою.  И  около  того  тчана  по  два  человека ходили  в  одних рубашках  кругом  поя  ту  ж  молитву  и  потом  падали на  пол.  И  роздавал  в  те времена  оной  Прокофей  им  разрезанной  калачь  по  частьям  называя  просфорою. А  что  де  болше  о  том  их  суеверном  действии  в  допросах  показывали,  о том  он,  Предтечинской,  за  много  прошедшим  времянем  сказать  не  упомнит, а  явствует  де  подлинно  о  том  в  деле,  которое  имеется  в  Углече  во  оном в Духовном  правлении.
Subscribe

  • (no subject)

    St. Catherine’s Monastery of the Sinai, in partnership with the Early Manuscripts Electronic Library (EMEL) and the UCLA Library, welcomes you…

  • из бесед Иоанна Дальятского

    Тот, кто пишет о тайнах Духа, когда не Дух понуждает его писать, тот не срастворяет сладость Духа со своими словесами, потому-то они не любезны для…

  • вышла первая монография Бёлэ

    Бёлэ Робер. Безвидный свет. Введение в изучение восточносирийской христианской мистической традиции / Пер. с франц., коммент. Т. А. Сениной; ред.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments